9.06.2005 12:28 • Posted by pilot • View: 4865 • Версия для печати
Конфликт второго по величине российского сотового оператора — “ВымпелКома” и крупнейшего дилера “Евросеть”, похоже, исчерпан. «ВымпелКом» сделал «Евросеть» своим национальным дилером, а «Евросеть» взамен обязала своих продавцов хвалить услуги оператора, что удивило других участников рынка.
Для справки: «Евросеть» — крупнейший сотовый дилер, имеющий около 1700 салонов связи по всей России и в странах СНГ. За 2004 г. «Евросеть» продала 4,1 млн телефонов и 4,7 млн контрактов. Оборот «Евросети» в 2004 г. составил $970 млн. «ВымпелКом» обслуживает 33,3 млн абонентов в России и Казахстане. Выручка «ВымпелКома» за 2004 г. — $2,15 млрд.
По словам пресс-секретаря «ВымпелКома» Юлии Остроуховой, это первое подобное соглашение ее компании с дилерской сетью. Статус национального дилера позволяет «Евросети» стать прямым дилером сотового оператора в любом регионе, где она открывает свои магазины. Раньше ей приходилось в каждом регионе вести переговоры с местным руководством «ВымпелКома». По словам председателя совета директоров «Евросети» Евгения Чичваркина, в половине регионов компании было непросто договориться с местными менеджерами оператора и в результате в последнее время «Евросеть» не продавала контракты «Билайна» более чем в 100 салонах продаж в Ярославской, Тульской, Владимирской, Оренбургской, Омской, Томской областях и в Дагестане. По мнению Чичваркина, в каждом регионе, где «Евросеть» не могла до этого момента продавать продукцию «Билайна», оператор не добирал около 20% абонентов. «Я искренне надеюсь, что все противоречия разрешены и мы сможем продавать «Билайн» во всех регионах», — добавил Чичваркин.
А противоречий хватало… Первый крупный конфликт между «ВымпелКомом» и «Евросетью» разгорелся в сентябре 2002 г. и длился полгода. «ВымпелКом» впервые в истории сотового рынка расторгнул договор с крупнейшим дилером, так как тот открыл точки продаж на расстоянии меньше 500 м от салонов конкурентов, что противоречило дилерскому договору с «ВымпелКомом».
Последняя ссора компаний произошла в начале этого года. «ВымпелКом» подал в суд на «Евросеть», потребовав компенсировать $18 млн ущерба от рекламы дилера в Иванове и Туле, призывающей абонентов выбросить синие SIM-карты (как у «Билайна») и подключиться к МТС. В ответ руководство «Евросети» лишило подчиненных комиссионных за продажу контрактов «Билайна». В начале апреля суд отказал «ВымпелКому» в иске, а спустя две недели компании подписали мировое соглашение.
Теперь стороны решили пойти еще дальше. Согласно заключенному с «ВымпелКомом» соглашению «Евросеть» обязалась «обеспечивать предоставление положительных рекомендаций со стороны персонала своих торговых представительств в отношении предлагаемых „ВымпелКомом“ продуктов и услуг». Это возмутило участников рынка. У МТС, например, девять подобных договоров с дилерами, и ничего подобного компания не просит. „Дилер самостоятельно должен давать объективную информацию об услугах каждого оператора, — говорит директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. — Удивительно, что «ВымпелКом“ потребовал от «Евросети» взять на себя такие обязательства!" В то же время он уверен, что лояльность «Евросети» к МТС останется прежней, и не склонен драматизировать ситуацию.
«Это вмешательство во взаимодействие независимого дилера с абонентом, что противоречит принципам свободного выбора, которые мы всегда продвигали», — сетует директор по связям с общественностью «МегаФона» Андрей Климов. Руководитель по связям с общественностью сотового дилера Dixis Татьяна Москалева утверждает, что ее компания не согласилась бы с таким пунктом, хотя сам договор дилеру необходим. «Неэтично продвигать продукцию одного оператора больше, чем другого. Это противоречит политике компании, которая выступает независимым экспертом перед клиентами», — говорит Москалева.
Аналитик «Мобильного форума» Алексей Бойко предположил, что такие обязательства — отголосок недавнего конфликта. «Это положительно скажется на продажах „Билайна“, но выглядит цинично. Получается, что клиенты „Евросети“ будут получать необъективную информацию», — считает Бойко. А пресс-секретарь Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Олег Комаровский предостерег, что если покупатель на практике столкнется с дезинформацией о качестве услуги, то по закону он может обратиться в «Евросеть» и потребовать исправить ситуацию.
В свою очередь Чичваркин уверяет, что «никто не будет переруливать рынок в сторону „Билайна“». „До сих пор мы больше внимания уделяли МТС, сейчас операторы будут равноприближенны. Мы станем рассказывать про преимущество одного и второго оператора, а выбор будет за клиентом“, — поясняет Чичваркин.
«ВЫМПЕЛКОМ» ОТСТАЕТ В МОСКВЕ
По данным ACM-Consulting, в мае российские сотовые операторы подключили 3,95 млн новых абонентов, а проникновение сотовой связи в России превысило 64%, в Москве составило 115%, а в Петербурге — 100%. МТС подключила в мае 230 000 москвичей, на втором месте в столице оказался «МегаФон», подключив 134 500 пользователей, а «ВымпелКом» привлек лишь 84 500 человек. Пресс-секретарь Московского региона «ВымпелКома» Евгения Демина объясняет это тем, что «ВымпелКом» установил минимальную стоимость комплекта pre-paid c $5 на счете в 150 руб., тогда как МТС продавала комплекты «Джинс» за 48 руб. В целом по России доля «ВымпелКома» в новых подключениях составила 33%, МТС — 28%, «МегаФона» — 25%. Последний показал самые высокие показатели по приросту абонентской базы за всю историю своего существования, подключив в мае около 1 млн абонентов.