30.11.2005 08:55 • Posted by pilot • View: 4353 • Версия для печатиСкоро при расчете PageRank будут учитываться время просмотра страницы пользователем, факт занесения страницы в закладки и т.д. Другими словами, юзабилити станет неотъемлемой частью поисковой оптимизации.
Сейчас юзабили является одним из ключевых компонентов для создания успешного сайта. Однако с появлением Google Analytics и после обновлений алгоритмов ранжирования Google, известных под кодовым названием Jagger, улучшение юзабилити можно будет рассматривать как часть работ по поисковой оптимизации веб-сайта. По крайней мере, в самом ближайшем времени поведение пользователей на сайте будет учитываться, анализироваться и непосредственным образом влиять на позиции сайта среди результатов поиска, предупреждает Джим Хеджер на страницах Search Engine Journal.
Поисковая система (в нашем случае речь идет о Google) заинтересована в том, чтобы знать, как люди находят нужную им информацию и что они делают, когда переходят по той или иной ссылке среди результатов поиска. На какую страницу сайта они попадают, сколько времени проводят на ней и на всем сайте — вся эта информация помогает Google оценить релевантность документов в своем поисковом индексе. Именно здесь в игру вступает юзабилити.
Если раньше специалисты по юзабилити помогали дизайнерам и программистам, то теперь их помощь остро понадобится тем, кто занимается поисковой оптимизацией. Оптимизаторы тоже будут заботиться о том, чтобы информация на сайте была понятной для пользователя, чтобы навигация была простой, а посетитель сайта понимал, по какому маршруту ему надо идти, чтобы достичь своей цели (найти информацию, совершить покупку и т.д.).
В то же время нужно учесть, что специалист по юзабилити — это довольно редкая профессия. Если разобраться, в чем именно заключается деятельность такого специалиста, то ее можно описать так: это оптимизация сайта для нужд пользователей. Другими словами, из-за последних изменений в алгоритмах Google оптимизация сайта для пользователей и оптимизация сайта для поисковых систем становятся все менее далекими друг от друга. Поисковая оптимизация становится гораздо более сложным ремеслом по мере совершенствования алгоритмов ранжирования на поисковых сайтах.
«Аналитические способности» поисковых сайтов развиваются на глазах. Например, в марте 2005 г. компания Google подала заявку на патент «Извлечение информации на основе исторических данных». В этом документе описывается технология, согласно которой каждый документ в индексе Google получает новые атрибуты, в том числе:
* среднее время просмотра данного документа;
* откуда приходят и куда уходят пользователи с этого документа;
* сколько раз пользователи заносили данный документ в закладки;
* как пользователи открывают документ (через поиск, набор URL вручную, ссылка с другого документа, закладки);
* оценка поискового трафика с Google и связанных ключевых слов для этого документа.
Каждый из этих пунктов заставляет поискового оптимизатора задуматься над вопросами юзабилити.
В целом, это вполне логичная эволюция PageRank как демократического алгоритма, который для оценки релевантности сайта полагается в первую очередь на коллективное мнение пользователей.